Пролог«Я на кухне. Жарю котлеты. Они шкворчат и брызгаются маслом. Я слежу, чтобы они не подгорели. В метрах пяти от меня мой сын в ванной комнате играет в игрушки. Я слышу отрывисто из ванной его историю - диалоги маленьких героев: «Хочешь летать?», «Хочешь летать», «Прыгай сюда». Между этим диалогами я слышу протяжный крик «Маааам, мааам, иди сюда. Посмотри в ванной песок. Мааам, ну иди сюда!» Я иногда бросаю суету вокруг котлет и бегу к сыну, в его пенно - водное царство. А иногда кричу ему что я занята и мне еще нужно сколько - то времени. В такой суматохе я вдруг остановилась, неожиданно для себя. Я замерла на какое – то мгновение, очень важное и спросила себя «А когда я стала мамой?» и ответила «Совсем не тогда, когда родился мой первый ребенок, скорее всего намного позже». Это размышления женщины, которая пришла в терапию с запросом постоянного самообвинения и обесценивания. Ее слова меня тронули, мы вместе порадовались ее выводам относительно материнства, а именно, осознанию того, когда она почувствовала, что стала мамой и, как неожиданным оказалось для нее ответ: мамой она стала не в момент рождения ее первого ребенка. Бывает так, что мы живем и реализуем замыслы других людей, такие замыслы существуют совершенно в разных интерпретациях и чаще всего выражаются другими в настойчивых желаниях или не очень настойчивых. И тогда, мы хотим сделать других счастливыми, выполняя их большие внутренние запросы, тем самым отстраняя себя дальше от своих собственных нужд и потребностей, актуальных сейчас. Таким социальным запросом случается и материнство. Миру нужны младенцы, рожденные в определенном количестве, взрослым родителям нужны внуки, чтобы разделить с ними свой накопленный годами опыт и свободное время, мужчинам и женщинам нужен кто – то, кто скрепит их брачный союз и не даст развалиться семье, а какой-то девушке нужен человек, чтобы не чувствовать всю боль одиночества. И тогда рождаются дети, реализуемые в замысле «материнство», выполняющие некоторую роль в этом мире. Не догадываясь о роли ни мать ни дитя, они начинают жить. Женщина, родившая, начинает нести с собой не простую роль - мама, а малыш - роль объекта. Все это вуалируется в культурные и социальные ценностные запросы - "Ты должна поскорее родить", реализация которых поддерживается системностью и взглядом на человеческое присутствие в мире, как элемента этой системы. Когда женщина выполняет чей – то благородный замысел, например, рождение нового человека, ощущает ли она себя мамой, доступно ли ей такое состояние, как нечто большее чем роль, как что – то не «одолженствованное». Роль матери и ощущение материнства, два разных по наполненности события. Разница лежит в плоскости отношения к тому, кто появился на свет и нуждается в заботе. В роль матери входит обслуживание: кормление, пеленание, ухаживание, вообщем, все то, что помогает младенцу существовать физически и продолжать взрослеть. Роль эта может заключаться в обслуживании другого, того, кто не в состоянии сам за собой ухаживать и заботиться. Но вот в ощущении материнства есть новые паттерны в поведении женщины, которые не всегда рождаются с непосредственной ролью матери, то есть с рождением человека, но уж точно необходимы для чувства осознанного родительства. Как я уже писала выше, эта разница лежит в области отношения к младенцу и к себе, как к человеку, который подарил жизнь другому, не вознося себя в ранг божественных персонажей и ничего не требуя взамен. Если у вас есть дети, задайте себе простой вопрос «Когда я стала мамой», только попробуйте не останавливаться на процессе деторождения, а пойти дальше, обращаясь больше к своим чувствам и переживаниям, а не телесным и физиологическим процессам. Когда вы смогли увидеть в своем ребенке другого человека, со своей историей, особенностями, желаниями, мимикой? Когда узнали в другом другого, отличного от вас, но какое – то время, а точнее 9 месяцев, живущего общей жизнью с вами, соединенных одной кровеносной системой и внутренней утробной жизнью. Получается ли разглядеть в нем человека, который может не соответствовать вашим представлениям о его развитии, внешности и характере и при этом остаться с ним в контакте, продолжая заботиться, ухаживать и наблюдать, проявляя свой интерес к его жизни. Какую связь вы чувствуете со своим ребенком? Это персонаж, который нагружает вас своей бурной энергией или активностью, или тот, с кем хочется дальше создавать отношения, помогающие узнавать друг друга. "Если у Вас получается воспитывать и растить малыша, как отдельную личность - не физически отдельную, а личностно и душевно, скорее всего Вы не просто осуществляете роль материнскую, а переживаете ее как больше, чем роль. Вы переживаете ее как чувство соучастия и заботы"
Бывает так, что кто - то хочет расширить свои мир за счет вас и у них это хорошо получается, и тогда ваш родившийся ребенок, может нести роль подарка кому – то в честь уважения и демонстрации собственной любви, утверждающий сильнее вашу причастность к счастью другого. Принцип ролевых позиций сохраняется таким образом внутри семьи, где каждый может обслуживать чьи – то незамысловатые желания. Например родить.А дальше что? А дальше мы можем предположить, что в таком человеке, обслуживающем свою роль, жизни мало или ее совсем нет. P.s. Я попробовала затронуть здесь важную роль нашего «душевного образования», а именно возможность увидеть личность, но не собственность в маленьком человеке или уже взрослеющем. А так же заменить объективизацию другого, рожденного женщиной, как того, кто реализует и расширяет жизни других, не совсем даже понимая, как это делать.